КАЗАНЦЕВ, Александр Петрович

(р.1906)

Рус. сов. прозаик, одиозная фигура в истории сов. НФ, чью роль можно сравнить с ролью Т.Д.Лысенко в "развитии" отечеcтвенной биологии. Род. в Акмолинске (ныне - Целиноград), окончил Томский технол. ин-т, работал инженером-механиком, войну провел в оборонном НИИ; печататься начал с 1939 г.; с 1946 г. - професс. писатель. Чл. СП. Первая НФ публикация - киносценарий "Аренида" (фрагм. 1936 - в соавт. с И.Шапиро; в дальнейшем имя соавтора не упоминалось). Лауреат премии "Аэлита-81". Живет в Москве.

Собственное лит. дарование К. находится в резком противоречии с самозванным статусом "живого классика сов. НФ". Лучшим романом К. остается его дебют - "Пылающий остров" (сокр. 1940-41; 1941; испр. доп. 1957; испр. 1962, испр. 1975), переработанный из киносценария "Аренида", завоевавшего 1-е место на конкурсе в 1936 г. Написанная в духе т. н. "красного Пинкертона", книга представляет собой увлекательный приключенческий боевик на тему глобальной катастрофы, чуть было не вызванной империалистами, заполучившими нов. источник энергии (он случайно "свалился" на Землю с Марса - мелькнувшая в переизд. романа гипотеза "Тунгусского метеорита" как звездолета пришельцев на десятилетия превратится для К. в "идею фикс"); ряд эпизодов читается как антифашистская НФ.

След. романы К. - "Арктический мост" (фрагм. 1941; фрагм. 1943; 1946; испр.доп. 1958), "Мол "Северный". Роман-мечта" (1952; испр.доп. 1956 - "Полярная мечта"; испр.доп. 1970 - "Подводное солнце") - написаны уже в полном соответствии идеологическим и "эстетическим" установкам фантастики "ближнего прицела", одним из активных пропагандистов к-рой стал писатель. Однотипные произв. посвящены циклопическим междунар. (обязательно под эгидой СССР) "стройкам века", обещающим всемирное счастье (с чем никак не могут согласиться "агенты империализма"). Последний роман в этом ряду - "Льды возвращаются" (1963-64; 1964) - рисует своеобразное разделение по классовому признаку: на фоне глобального похолодания социалистический мир неотвратимо движется к утопии, в то время как капиталистический - к Апокалипсису.

Оттесненный на периферию сов. НФ в 1960-е гг., К. взял реванш полтора десятилетия спустя, когда усилились гонения на "идеологически невыдержанную" и "антирус." НФ А. и Б. Стругацких и др. ведущих авторов сов. НФ 1960-70-х гг. Объемные и по лит. уровню близкие к графоманству, но зато "зовущие к светлому будущему" романы К., самозванно провозгласившего себя единственным непререкаемым духовным наследником и пророком "школы И.Ефремова ", - "Сильнее времени" (1973), "Фаэты" (1971-73; 1974), "Купол Надежды" (1980; 1980). В первом романе нарисована очередная коммунистическая утопия, во втором развивается гипотеза о 10-й планете Солнечной системы, взорвавшейся в результате глобальной катастрофы (ядерной войны), и о "прогрессорстве" уцелевших инопланетян на Земле; третий роман посвящен очередному грандиозному проекту планетарной инженерии (на сей раз - для решения проблемы продовольствия). Известны также два Собр. соч. - в 3-х тт. (1977-78) и в 3-х тт. (1989-90). Псевдоисторич. фантазии К. - "Острее шпаги" (1981-82; 1984) и "Клокочущая пустота" (1985; 1986), герои к-рых - Пьер Ферма (автор претендует на доказательство его знаменитой теоремы) и Сирано де Бержерак .

Среди др. НФ произв. К. - повести "Лунная дорога" (сокр. 1959; сокр.1959-60 - "Планета пепла"; доп. 1960; 1963) и "Планета бурь" (1959; испр. 1962 - 1-я книга романа "Внуки Марса"; 1963); экранизирована; а также сб. "НФ" шахматных этюдов (К. - мастер шахматной композиции) - "Дар Каиссы" (1975; доп. 1983). Р-зы-гипотезы из сб. "Гость из космоса. Полярные новеллы" (1958; испр. 1963 - "Гости из космоса") - "Взрыв" (1946) и др., многочисленные статьи К. - столь же науч. несостоятельные и мистификаторские, как его проза, - послужили мощным подспорьем для сов. сторонников псевдонаучных культов, долгое время пребывавших на полуподпольном уровне.

Вл.Г., А.Л.