Гл. творение С.-фантаста, хотя и вызвавшее споры, но безусловно ставшее одним из самых масштабных и значительных утопических произв. в сов. НФ 1960-70-х гг., - выполненная в духе "космической оперы" эпическая трилогия о далеком. будущем: "Люди как боги" (1966), "Вторжение в Персей" (1968), "Кольцо обратного времени" (1977); первые два романа объединены в одном томе - "Люди как боги" (1971); вся трилогия изд. в одном томе - "Люди как боги" (1982). Синтез коммунистической утопии и галактической войны звездных армад трудно назвать в полной мере удавшимся: картины "светлого будущего", социология созданного С. мира НФ, психологизм в описаниях героев и т.п. - значительно уступают динамике батальных эпизодов, по масштабности и размаху не имеющих себе равных в сов. НФ; трилогия С. интересна также оригинальной трактовкой мн. традиционных тем НФ. В целом, это самая серьезная - после И.Ефремова - попытка построить и филос. обосновать позитивный идеал в сов. НФ; сам автор считал свое произв. также "мягкой" пародией одновременно на "космическую оперу" и на библейские тексты.
Др. НФ произв. С. менее впечатляющи: цикл детективной НФ, в осн., составивших сб. - "Посол без верительных грамот" (1977) и "Прыжок над бездной" (1981), а также повести и р-зы, представленные в сб. - "Экспедиция в иномир" (1983), "Дом с привидениями" (1989), "Право на поиск" (1989).
А.Л.